Первые две
игры из серии Sniper Elite были, в общем-то, неплохими симуляторами снайперской работы. Нет, звезд с неба эти проекты не хватали, однако охоту на человека, выслеживание противника на городских улицах, противостояние врагам, устраивающим облаву на тебя — все это
игры позволяли прочувствовать на себе в полной мере. У русскоговорящих игроков к этим проектам была, в сущности, только одна серьезная, по-настоящему большая претензия — в играх, посвященных событиям Второй мировой войны неприятно видеть русских солдат в качестве противников. Неприятно, когда победителей выставляют агрессорами. К счастью, в Sniper Elite III такого больше не повторится: игра покидает европейский театр военных действий, и приглашает нас в совершенно новые декорации. Добро пожаловать в Северную Африку!
Пески и скалы
Те, кто играл в первые части Sniper Elite, безусловно, согласятся, что смена локаций пошла игре только на пользу. Мы уже видели конец войны, сражались на серых, мрачных и тоскливых улицах осажденного Берлина. А теперь же наблюдаем эдакий “приквел”, бродя по скалам и пескам Северной Африки, когда до конца войны еще очень и очень далеко. Локации стали больше и просторнее, цветовая палитра изменилась на желтый и все его оттенки, картинки окружающих пространств, долин и ущелий просто захватывают дух, особенно когда обозреваешь их с какой-нибудь высокой снайперской позиции. Городские улицы сменились укрепленными немецкими лагерями, по которым наш герой разгуливает в “стелс-режиме”, тихо устраняя часовых.
Вместе с тем, в серию перекочевали и старые проблемы, свойственные предыдущим проектам. К примеру, наш герой легко и просто забирается на небольшие площадки, перелезая через специальные бортики. Однако если это не предусмотрено сценарием, бравый снайпер не переберется даже через бортик, высота которого чуть выше пояса героя. Так и будет тыкаться возле него, словно слепой щенок в стенку. Все-гаки до полной свободы в игровых проектах нам еще ждать и ждать, однако приятно, когда разработчики организуют “сюжетные преграды” более грамотно.
Сам геймплей тоже здорово изменился. Разработчики чуть ли не силком вытягивают нас из жанра “снайперского симулятора”, выталкивая в стелс от третьего лица. Когда бродишь под покровом ночи по немецкому лагерю, тут уж не до стрельбы из винтовки — один выстрел легко взбудоражит всех немцев в округе. На первый план начинает выходить подкрадывание к часовым со спины, сворачивание шей, удары ножом и выстрелы из пистолета с глушителем, отвлечение внимания часовых при помощи камней, прятанье мертвых врагов в укромных местах, возможности скрываться в тенях — все ради того, чтобы пробраться на заготовленную для стрельбы позицию и сделать единственный выстрел.
Создается ощущение, что в определенный момент разработчики сами сообразили, что толкают игру куда-то “не в ту степь”. Однако то, что сделано, решили не менять, добавив вместо этого больше “снайперских” возможностей. К примеру, можно стрелять по немцам и итальянцам, находясь вблизи от источника шума, такого, как тарахтящий двигатель. При желании можно выводить из строя такие двигатели или стрелять во время другого шума (такого, как выстрелы крупнокалиберного оружия), можно отвлекать внимание противников взрывами динамита на территории лагеря, минируя транспортные средства (кстати, теперь выстрелы из винтовки уничтожают не только живую силу, но и технику врага, вплоть до танков). Так что, как видим, руки развязаны, и выбор есть всегда. Только вот подкрадываться к противникам в стелсе гораздо проще, чем долго выбирать снайперскую позицию и выжидать громких звуков для “прикрытия” выстрелов. А подорвать танк всегда можно при помощи гранатомета.
Так что выбор-то есть, но дорогу “снайпера” в итоге выберут только те, кто обожает именно снайперскую охоту. Тогда как для большинства игроков винтовка станет просто одним из множества доступных для устранения врагов инструментов — точно таким же, как “снайперка” из игр серии Hitman. Немного странно видеть такое в игре с названием Sniper Elite. Кстати, если возникнет такое желание, всегда можно взять в руки автомат и включить “режим Рэмбо”, попытавшись дать открытый бой врагам на локации. Однако автомат и фанаты —далеко не самый лучший выбор. Потому что враги здесь не лыком шиты, легко обходят с флангов, постоянно стреляют, заставляя прижиматься к земле, а затем и во все добивают. Так что “метод Рэмбо” можно использовать лишь тогда, когда вас обнаружили и надо быстро устранить ненужных свидетелей, а после — скрыться в тенях.
И просто диву даешься, что случается с умнейшими немецкими солдатами во время классической для данной
игры “снайперской охоты”. Мы неоднократно видели, как двое воинов противника вели неторопливую беседу. Из любопытства мы убивали одного — и второй тут же хватался за автомат. Но мы были слишком далеко от него, и потому, побродив секунду над телом товарища, враг успокаивался, убирал автомат и принимался изучать ближайшую стену. Мол, “все спокойно, показалось, наверное”. Странно видеть такое в серьезном симуляторе, которым позиционирует себя Sniper Elite II.